О проблеме "серых" зарплат

10

На сегодняшний день проблемы нелегальной занятости продолжают оставаться одними из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений, в связи с чем в законодательство были внесены ключевые поправки, направленные на регулирование трудовых отношений.

 

С 1 января 2024 года вступил в силу новый закон «О занятости населения в Российской Федерации» (Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ). Отдельная глава в нем посвящена мерам борьбы с нелегальной (теневой) занятостью – осуществлению трудовой деятельности в обход установленных правил оформления трудовых отношений (ст. 66 Закона № 565-ФЗ). Речь идет не о криминальном секторе, а о вполне легальной хозяйственной деятельности, но без трудовых договоров. 


Примеры нелегальной занятости: 


- зарплата в конвертах; 
- работа без трудового договора или договора гражданско-правового характера, по устной договоренности; 
- подмена трудовых отношений сотрудничеством с самозанятыми гражданами. 

Как не попасть в реестр недобросовестных работодателей

С 1 января 2025 года Роструд ведет общедоступный реестр работодателей, у которых выявлена нелегальная (теневая) занятость. Попадание в черный список, кроме уже имеющейся административной, налоговой и уголовной ответственности, грозит ограничением доступа к госзакупкам и программам господдержки, увеличением количества инспекционных проверок.

Черный рынок труда невыгоден государству. Бюджет недополучает НДФЛ и страховые взносы.

Часто нелегальный работник не видит последствий этого явления, пока не обращается в СФР за назначением пенсии. И на месте он узнает, что за тяжелый труд в течение жизни ему положены небольшие выплаты, потому что его стаж документально не подтвержден, и взносы работодатель за него не платил.

Кроме того, компании не создают безопасные условия труда не оформленным работникам. Это приводит к несчастным случаям и заболеваниям на производстве.

Работа без трудового договора лишает работника права на отпуск и выплаты по больничным, что в целом увеличивает социальную напряженность в обществе.

По этим причинам государство борется с теневой занятостью. В 2024-2025 годах появилось несколько новшеств в этой сфере. Одно из них - создание межведомственных комиссий по противодействию теневой занятости.

Для обеспечения деятельности таких комиссий налоговые инспекции передают информацию о компаниях и ИП по перечню, утвержденному Приказом Минтруда от 02.02.2024 № 40н. Этот список содержит признаки, которые могут свидетельствовать о нелегальном привлечении рабочей силы.

ФНС сообщает межведомственным комиссиям информацию об организациях и ИП, которые (приложение к Приказу Минтруда от 02.02.2024 № 40н):

- выплатили ежемесячную зарплату ниже МРОТ 10 и более работникам, если доля таких работников превышает 10% от общей численности. Напомним, что федеральный МРОТ в 2025 году составляет 22 440 рублей;

- допустили факты или признаки нелегальной занятости. Речь идет о тех компаниях и ИП, кому ФНС указала на это в актах налоговых проверок;

- в течение года сотрудничали более чем с 10 плательщиками налога на профессиональный доход, если среднемесячная сумма выплат по каждому договору составляет более 20 тыс. рублей, и сотрудничество длится дольше 3 месяцев. Речь идет не только об исполнителях–самозанятых, но и об ИП на таком режиме налогообложения;

- имеют отклонение более чем на 35% от среднемесячной отраслевой зарплаты в регионе по виду экономической деятельности.

Кто выявляет нелегальных работников

Большой объем информации, чтобы обнаружить теневую занятость, есть у ФНС. Налоговики проводят предпроверочный анализ, камеральные и выездные проверки. Они обращают внимание на случаи, когда трудовые отношения пытаются прикрыть договорами с самозанятыми, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах.

Компания приглашает к сотрудничеству самозанятых, но при этом сразу обозначает режим рабочего времени, регулярные созвоны и совещания в корпоративном чате. Это признаки трудовых, а не гражданско-правовых отношений (Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15). Такие вакансии читают не только соискатели, но и  контролирующие органы.

Для того, чтобы координировать действия разных контрольных органов в противодействии теневой занятости, в Нижегородской области была создана межведомственная комиссия по противодействию нелегальной занятости (МКПНЗ) (ст. 67 Закона № 565-ФЗ).

Как работает комиссия по противодействию теневой занятости

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 21.08.2024 № 810-р создана межведомственная комиссия Нижегородской области по противодействию нелегальной занятости (далее – МКПНЗ). Протоколом заседания МКПНЗ от 05.12.2024 № Сл-001-1076476/24 утверждена рабочая группа межведомственной комиссии Нижегородской области по противодействию нелегальной занятости г.о.г. Саров Нижегородской области.

МКПНЗ ежеквартально или чаще рассматривают случаи, где есть подозрение на нелегальную занятость.

По итогам заседания межведомственная комиссия подписывает протокол. Если она выявляет факты нелегальных трудовых отношений, то направляет материалы в  Прокуратуру для проведения проверки.

Какие последствия ждут работодателя при выявлении теневой занятости

В реестр работодателей с нелегальной занятостью вносят тех нарушителей, которых выявили трудовая инспекция и прокуратура. Основание для попадания в реестр - постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27 КоАП (уклонение от оформления трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем), вступившее в силу после 1 января 2025 года. Также они будут чаще видеть трудового инспектора, потому что такая метка повышает их категорию риска.

Кроме  попадания в реестр, есть и наказание «рублем».

Налоговые последствия

Если ФНС выявит факты подмены трудовых отношений договорами с плательщиками НПД или выплаты зарплаты «в конверте», то она доначислит НДФЛ и страховые взносы. Помимо этого работодателю грозит штраф в размере 20 % или 40 % от суммы недоимки (ст. 122 НК РФ, ст. 123 НК РФ).

Административная ответственность

За теневую занятость предусмотрены санкции по ст. 5.27 КоАП РФ:

- за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, или подмену трудовых отношений гражданско-правовыми - штраф до 100 тыс. рублей;

- невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, за зарплату ниже МРОТ - предупреждение или штраф до 50 тыс. рублей.

За повторные нарушения должностным лицам грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность

Теневая занятость означает, что работодатель не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что грозит ему уголовной ответственностью по ст. 199.1 УК РФ.

Уважаемые жители города Сарова! 

По всем вопросам нарушения ваших трудовых прав (задолженность по выплате заработной платы, работа без заключения трудового договора, выплата заработной платы ниже МРОТ и др.), а также в целях получения информации о требованиях трудового законодательства вы можете обратиться в администрацию города Сарова по телефону 8 (83130) 9-77-53.